Губернатор Костромской области
   

Вопросы и ответы

Наиболее часто встречающиеся вопросы в обращении граждан
1. Какие органы осуществляют контрольно-надзорные функции в сфере жилищно – коммунального хозяйства и куда можно обратиться за защитой и разъяснением своих жилищных прав?
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (г. Кострома, бульвар Петрковского, д.5, тел.: 42-69-49) является уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль за деятельностью юридических лиц по соблюдению требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также установленных санитарных норм и правил. В данную организацию следует обращаться при нарушении требований санитарных норм и правил, а также в случае непредоставления со стороны управляющих организаций информации обязательной к представлению в соответствии с законодательством и договором управления.
Государственная жилищная инспекция Костромской области (г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37, тел./факс: 45-54-92) осуществляет региональный государственный жилищный надзор в соответствии с полномочиями и функциями, определенными в Положении о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденном постановлением губернатора Костромской области от 31.08.2012 г. № 187 (далее – Положение), а именно: контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению Костромской области жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Костромской области, лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами, контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю, при осуществлении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иные полномочия.
Прокуратура Костромской области (г. Кострома, ул. Ленина, д.2, тел.: 31-22-51) в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Управление муниципальных инспекций администрации г. Костромы (г. Кострома, пл. Конституции, д. 2, тел.: 42-43-48) в соответствии с Положением об управлении муниципальных инспекций администрации города Костромы, утвержденным Решением Думы г.Костромы 05.09.2013 г. № 126 является функциональным органом администрации города Костромы, предметами ведения которого являются муниципальный жилищный контроль, предупреждение бесхозяйственного содержания жилых помещений, обеспечение надлежащего исполнения физическими, юридическими и должностными лицами Правил благоустройства территории города Костромы, выдача, продление, закрытие, аннулирование и переоформление разрешений на производство земляных работ на территории города Костромы и иные.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (г.Кострома, ул.Свердлова, д. 82А, тел.: 31-52-13) в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 31.07.2012 г. № 313-а является исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и осуществляет полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, теплоэнергетике, водоснабжении и водоотведении, газоснабжении, в области государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) на услуги организаций коммунального комплекса.
Дополнительно сообщаем, что за разъяснением можно обратиться в Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Костромской области (г. Кострома, ул. Сенная, д. 17, тел.: 31-17-32). Согласно Положению о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Костромской области, утвержденному постановлением губернатора Костромской области от 31.07.2012 г. № 168, департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса Костромской области и жилищно-коммунального хозяйства и наделен полномочиями, в том числе по координации деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, мониторингу состояния жилищно-коммунального комплекса Костромской области, прогнозированию его развития, анализу рынка жилищно-коммунальных услуг в Костромской области, анализу общей экономической ситуации и результатов работы организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, разработке и осуществлению мер по улучшению их деятельности.
Помимо изложенного выше следует отметить, что, согласно положений ст. 46 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации имеет право защищать свои интересы в судебном порядке.
2. Сроки действия и порядок изменения условий договора управления?
В соответствии с положениями ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, при отсутствии заявлений одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон или по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
3. Чем обязана руководствоваться управляющая компания при осуществлении деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома?
Управляющая организация при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом в обязательном порядке должна руководствоваться как условиями заключенного договора управления, так и требованиями нормативных правовых актов, содержащих правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, приведен в Приложении № 4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила), и включает в себя в том числе проведение работ по устранению незначительных неисправностей в системах водоснабжения и канализации, центрального отопления и электротехнических устройств. В соответствии с п.п. 2.2.3-2.2.6 Правил управляющей компании для управления и контроля за техническим состоянием жилищного фонда надлежит организовать и аварийно - диспетчерское обслуживание жилищного фонда.
Управляющая компания обязана руководствоваться вышеуказанным перечнем и выполнять требования нормативных правовых актов и условия заключенного договора, в обязательном порядке осуществлять регламентированные работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Также управляющим компаниям необходимо руководствоваться Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 и Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290.
4. В каком размере должна устанавливаться плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме?
В соответствии с положениями ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт общего имущества МКД устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. С учетом требований правил и норм по технической эксплуатации жилищного фонда, выполнения технических регламентов в целях обеспечения благоприятные и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения включаются следующие работы и услуги:
  • ремонт конструктивных элементов жилых зданий;
  • ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудований: систем холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения и отопления, вентиляционной системы, внутридомового газового оборудования, внутридомовых электрических сетей;
  • аварийно – диспетчерская служба;
  • расходы на благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий.
Размер платы определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей компании и устанавливается на срок не менее чем один год. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
5. Имеет ли право Государственная жилищная инспекция Костромской области осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности УК, осуществлять контроль за установлением размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД и контроль за расходованием денежных средств с лицевого счета дома?
Государственная жилищная инспекция Костромской области в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 31.08.2012 № 187, не обладает полномочиями по осуществлению контроля за правомерностью установления платы за содержание и ремонт жилого помещения и расходования денежных средств с лицевого счета дома. Финансово – хозяйственная деятельность общества с ограниченной ответственностью согласно положений Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» может быть предметом проверки ревизионной комиссии Общества или независимых аудиторов, привлекаемых на платной основе.
6. Кто может провести проверку протоколов общего собрания собственников в многоквартирном доме?
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы муниципального жилищного контроля, госжилинспекция имеют право, по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров. Проводить проверки правомерности принятия других решений госжилинспекция не правомочна.
Другие решения общего собрания собственников жилых помещений МКД могут быть проверены собственниками помещений, в том числе и не принимавшими участия в голосовании. В силу положений ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома может быть обжаловано в судебном порядке любым из собственников помещений данного многоквартирного дома.
7. Произошла авария на системе отопления в вышерасположенной квартире. Как и кем должен составляться акт о причинении вреда?
Согласно п. 152 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правил) в случае причинения лицом, предоставляющим коммунальную услугу (исполнителем), ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме собственник помещения (потребитель) должен обратиться в аварийно-диспетчерскую службу, после чего исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.
Таким образом, обязательного присутствия собственников вышерасположенной квартиры при осмотре нижерасположенной квартиры не требуется. Перечень лиц, подписывающих акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, установлен Правилами.
В случае уклонения исполнителя от составления и подписания акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, указанный акт потребитель может составить самостоятельно, составив акт произвольной формы в присутствии старшего по дому и 2 понятых (незаинтересованных лиц). Для составления дефектовочного акта и получения на его основании независимого заключения о материальном ущербе, причиненном в результате затопления потребитель вправе обратиться в экспертную организацию.
8. О содержании строительных площадок.
По данному вопросу следует обращаться в Управление муниципальных инспекций Администрации г. Костромы, так как в соответствии с Правилами благоустройства территории г. Костромы, утвержденными решением Думы г. Костромы от 25.04.2013 года № 60, контроль за содержанием строительных площадок, в том числе за надлежащим состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории города Костромы, осуществляет Администрация города Костромы.
По содержанию строительных площадок объектов капитального строительства, подлежащих региональному государственному строительному надзору в соответствии со ст.54 Градостроительного кодекса РФ (жилые дома свыше 3 этажей, административные здания свыше 2 этажей и площадью более 1,5 тыс. кв. метров), также следует обращаться в государственную жилищную инспекцию Костромской области, к полномочиям которой относится осуществление регионального государственного строительного надзора.
9. В какую организацию следует обращаться в случае не исполнения управляющей организацией вступившего в законную силу решения суда?
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, которое производится на основании выданного судом исполнительного листа, возложено на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области расположено по адресу: г. Кострома, ул. Островского, д. 37.
10. Кто уполномочен осуществлять контроль за исполнением управляющими компаниями обязанностей по своевременному вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора?
В соответствии с частью 1 статьи 14, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения, муниципального района, городского округа сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. В городском округе г. Кострома осуществление контроля за исполнением управляющими организациями обязанностей по вывозу ТБО и КГМ возложено на Управление муниципальных инспекций Администрации г. Костромы, расположенное по адресу: г. Кострома, пл. Конституции, д. 2.
11. Что считается перепланировкой, а что – переустройством жилого помещения?
В соответствии с положениями ст.ст. 25-26 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
12. Порядок установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 установлено, что управляющая организация обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (пункт 31(с)).
В целях сокращения расходов на потребляемую домом тепловую энергию собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо на общих собраниях принять решение об установке общедомовых счетчиков тепла, определить источник финансирования работ по его установке. Протокол с принятым решением необходимо направить в управляющую организацию для организации его исполнения.
13. Может ли быть реализован непосредственный способ управления на многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет более чем тридцать?

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Из чего следует, что на таком многоквартирном доме не может быть выбран непосредственный способ управления, т.к. это противоречит указанной выше норме закона.

14. Может ли осуществлять свою деятельность товарищество собственников жилья по оказанию услуг - содержание общего имущества МКД, после принятия собственниками решения о выборе непосредственного способа управления на многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет менее чем тридцать?
Жилищным законодательством не предусмотрена деятельность ТСЖ на многоквартирном доме, где выбран непосредственный способ управления или управление управляющей организацией.
15. Порядок начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (электроэнергия и холодное водоснабжение). Кто и как ведет учет потребляемых ресурсов в местах общего пользования, кто осуществляет контроль?
Порядок начисления платы на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2014 года № 354 (далее – Правила).
В соответствии с п. 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). На территории Костромской области регулирующим органом является департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области. Начисление платы за коммунальные услуги производится по тарифам, утверждённым постановлением Департамента, исходя из фактического потребления, определённого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов.
Согласно п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды).
При оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учёта расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды производится в соответствии с п.44 Правил. Объём коммунального ресурса, потреблённого на общедомовые нужды, рассчитывается как разница объёмов потребления, определённых по показаниям общедомового прибора учёта, и объемов, потреблённых по индивидуальным приборам учёта и нормативам потребления (при их отсутствии). Полученный объём коммунального ресурса распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади, принадлежащей каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Если дом находится в управлении управляющей организации, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Исключением являются случаи, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания) должен оплачивать за счет собственных средств.
Данная норма не распространяется на случаи, при которых, в соответствии с Правилами, исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, т.е. дом находится в непосредственном управлении. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в полном объёме.
Если дом не оборудован общедомовым прибором учёта коммунального ресурса, расчёт платы на общедомовые нужды производится в соответствии с п. 48 Правил, исходя из норматива и тарифа.
Нормативы потребления электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды, установлены постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 16.10.2012 № 2-нп. Нормативы потребления водоснабжения определены постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28.05.2013 № 4-нп.
Размер потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не зависит от количества квартир в доме. На рост платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды могут влиять наличие несанкционированных подключений, передача некорректных сведений с индивидуальных приборов учёта, несоблюдение сроков снятия и передачи показаний индивидуальных приборов учёта (рекомендуемыми датами снятий показаний является период с 23 по 26 число каждого месяца). На объём услуг на общедомовые нужды может оказать влияние проживание незарегистрированных граждан в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учёта. В данном случае объём потребления по таким квартирам больше, чем начисляется плата. Принимать меры по выявлению таких жильцов обязанность управляющей компании. Совет дома вправе инициировать и принимать участие в проведении проверок проживающих, а так же вести активную разъяснительную работу с собственниками о необходимости оснащения всех помещений дома индивидуальными приборами учёта.
16. Почему плата за вывоз мусора взимается с 1 кв.м. общей площади помещения, а не с человека?
По вопросу порядка установления платы за вывоз твёрдых бытовых отходов (далее – ТБО) сообщаем, что предоставление жилищных услуг регулируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания). В соответствии с п. 11 Правил содержания вывоз твёрдых бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Такая деятельность является конкурентной, в соответствии с действующим законодательством стоимость таких услуг не регулируется и является договорной. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме как одна величина. Размер начисленной платы собственникам жилых помещений за содержание и ремонт жилого помещения, в т.ч. за вывоз ТБО находится в зависимости от расходов организации, понесённых при оказании услуг по конкретному адресу и должен быть распределён на собственников помещений пропорционально занимаемой площади.
17. Мы проживаем в г. Костроме. Законно ли изменение платы за содержание и текущий ремонт в сторону увеличения, без предварительного уведомления жильцов и проведения общего собрания?
Анализ обращений по данному вопросу, поступивших в Инспекцию, показал, что, как правило, данные действия проводятся управляющими компаниями в рамках заключенного с собственниками помещений договора управления, в котором предусмотрен раздел о порядке расчётов и пункт, согласно которому при отсутствии решения собственников об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт управляющая компания вправе применять в расчётах размер платы, установленный постановлением администрации города Костромы. Поэтому в 2015 и 2016 году в соответствии с указанным пунктом, управляющими компаниями собственникам помещений в домах, не представившим копии протоколов общего собрания с решением об установлении размера платы за содержание и ремонт, до 30.09.2016 года включительно плата за содержание начислялась в размерах, установленных постановлением администрации города Костромы от 25.06.2015 года № 1500, а с 01.10.2016 года начисление платы за содержание производится по постановлению администрации города Костромы от 28.09.2016 № 2721.
Согласно п. 31, 32 и 37 Правил содержания при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
18. Правомерно ли введение дополнительных типов платежей с сентября 2012 года, т.е. ведения расчётов за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу, состоящему из платы на «подогрев» и «холодное водоснабжение для горячего водоснабжения»?
В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. На территории Костромской области органом власти, уполномоченным на установление тарифов на коммунальные услуги, является департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения департаментом государственного регулирования цен и тарифов для ресурсоснабжающих организаций Костромской области устанавливаются двухкомпонентные тарифы на горячую воду, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги, в том числе за горячее водоснабжение на общедомовые нужды определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила). Согласно п.п. в) п. 69 Правил в платежном документе должны указываться размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах).
На основании вышеизложенного, расчёт платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу, состоящему из платы на «подогрев» и «холодное водоснабжение для горячего водоснабжения» производится правомерно.
19. Порядок оплаты отопления для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, оборудованных коллективными приборами учета тепловой энергии.
С 1 января 2015 года в полном объеме вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. При этом расчет платы за отопление жителям многоквартирных домов, оборудованных приборами учета тепловой энергии осуществляется исходя из ежемесячного расхода тепловой энергии, путем распределения ее стоимости пропорционально общей площади жилых и нежилых помещений МКД.
Таким образом, жители оплачивают фактически потребленный объем тепловой энергии и имеют возможность контролировать правильность начисленной платы.
Если, проверив расчет в квитанции, Вы не нашли ошибки, но полагаете, что расход тепловой энергии неадекватно высокий, то необходимо реализовать свои полномочия (права и обязанности) собственника. Так, в соответствии с разделом IV Правил № 354 исполнитель (которым, как правило, является управляющая организация или ТСЖ) обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, исполнитель обязан предоставить потребителю указанный журнал. Таким образом, Вы сможете проверить правильность приведенных в квитанции данных расхода тепловой энергии по общедомовому прибору учета.
Кроме того, исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов, в том числе о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (пп. «р» пункт 31 Правил № 354).
20. Какой порядок начисления платы за отопление в случае, если собственник помещения МКД перешел на автономное отопление, при этом МКД подключен к центральному отоплению?
Действующее законодательство РФ не содержит конкретной нормы, регулирующей начисление платы за отопление собственникам помещений, отключившимся от системы центрального отопления и перешедшим на иной альтернативный источник отопления (электрическое, газовое, печное). Отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования, говорит о том, что применительно к данным правоотношениям имеется пробел в праве. В связи с имеющимися нормотворческими дефектами, такими как неопределенность регулирования, несогласованность регулирования, размытость терминологии и неопределенность содержания правовой нормы, несогласованность норм, принадлежащих к разным отраслям (в данном случае жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей) вопрос законности начисления, а соответственно и оплаты за отопление в данных случаях подлежит разрешению в судебном порядке. При этом необходимо отметить, что в настоящее время имеются вступившие в законную силу решения Верховного суда РФ от 14 января 2014 г. № АКПИ13-1157 и от 07 мая 2015 г. № АКПИ15-198, которые указывают на то, что плата за отопление вносится всеми собственниками помещений (в том числе перешедшими на автономное индивидуальное отопление), пропорционально площади помещения исходя из норматива на отопление. Как указал ВС РФ предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
21. Законно ли взимание сумм взносов на капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома с жителей достигших 70-летнего возраста?
Согласно статье 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Оплата расходов на капитальный ремонт дома является обязанностью всех собственников помещений в доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Федеральным законом от 29.12.2015 №399-ФЗ предусмотрено право субъекта Российской Федерации своим законом предоставить компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50%, 80 лет - в размере 100%, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50%, 80 лет - в размере 100%.
Кроме того, инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Костромской областной Думой принят Закон Костромской области от 26.04.2016 №91-6-ЗКО «О компенсации отдельным категориям граждан расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Костромской области». Порядок назначения и выплаты данной компенсации в 2016 году утвержден Постановлением администрации Костромской области от 09.06.2016 № 206-а.
Данный порядок предусматривает заявительный характер назначения компенсации, а так же устанавливает, что граждане сначала оплачивают взнос на капитальный ремонт, а потом получают компенсацию.
Расчёт и выплату компенсаций осуществляет ОГКУ «Центр социальных выплат». Компенсация выплачивается за период с 1 января 2016 года исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, то есть 6,71 рублей за 1 кв. м., и из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения: 33 кв.м. для одиноко проживающего, 21 кв.м. на одного человека в семье из двух человек, и 18 кв.м. – на одного человека в семье из трех и более человек.
Для получателей компенсации установлены следующие условия:
  • возраст 70 лет и старше;
  • быть собственником жилого помещения;
  • проживать одному либо в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста;
  • проживать в многоквартирном доме;
  • отсутствие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (в том числе по уплате взносов на капитальный ремонт);
  • являться неработающим пенсионером.
Для предоставления компенсации необходимы следующие документы:
  • заявление о назначении компенсации по установленной форме;
  • документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи совместно проживающих;
  • трудовая книжка гражданина и членов семьи совместно проживающих (при наличии);
  • документы, подтверждающие состав семьи (по желанию);
  • документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  • платежные документы, содержащие сведения о размере начисленного взноса на капитальный ремонт за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления;
  • реквизиты лицевого счета, открытого в кредитной организации (в случае выбора гражданином соответствующего способа получения компенсации);
  • страховые свидетельства государственного пенсионного страхования (СНИЛС) гражданина и членов его семьи.
Дополнительно:
  • в случае наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг - соглашение о погашении задолженности;
  • в случае подачи заявления представителем - документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени гражданина (доверенность в произвольной форме с реквизитами паспортов доверителя и представителя доверителя).
Указанные документы представляются гражданами в «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» (г. Кострома ул. Калиновская, д.38) по месту жительства или по месту пребывания лично, либо представителем по доверенности, или направляются почтовым отправлением с описью вложения. Документы принимаются до 31.12.2016 года.
22. Соседи постоянно что-то переделывают у себя в квартире. Шум стоит днем и ночью, жить в таком шуме невозможно. Как остановить эти работы?
В случае выполнения в соседней квартире ремонтных работ, являющихся источником повышенного уровня шума в дневное время, гражданину следует обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее – Роспотребнадзор).
Запрет на выполнение работ, являющихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях, установлен пунктом 9.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64. Ответственность за нарушение указанных требований предусмотрена ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае если Роспотребнадзором будет установлено, что уровень шума в соседней квартире превышает предельно допустимый, соседи будут привлечены к административной ответственности.
На территории Костромской области проведение в помещениях многоквартирных домов ремонтных и строительных работ, нарушающих тишину и покой граждан, в ночное время – с 21 часа до 7 часов запрещено частью 2 статьи 49 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях. Для привлечения соседей осуществляющих ремонтные работы в ночное время к административной ответственности, необходимо обращаться в органы внутренних дел (полицию) и органы местного самоуправления (администрацию города, городского или сельского поселения).
Граждане, чей покой и тишина нарушаются действиями соседей, так же вправе обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда, причиненного им нарушителем.
23. Мои соседи по лестничной клетке организовали у своих дверей ларь для хранения, вокруг которого складывают и другие ненужные им предметы, тем самым захламляя все вокруг. Понимаю, что так быть не должно, но они говорят, что имеют право, так как часть коридора им принадлежит, поскольку они проживают в этой квартире. Есть ли какие-то правила, которые ограничивают действия соседей на такое вольное использование мест общего пользования?
Согласно п.п. «г» п. 1 ч. 3 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» выход, который ведет через лестничную клетку, относится к эвакуационным выходам из зданий и сооружений.
Запрет размещать (устанавливать) на путях эвакуации, в том числе на лестничных площадках, различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы установлен ч. 7 ст. 89 указанного Федерального закона, а также п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012. Нарушение указанных правил является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выдавать предписания о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также привлекать лиц, допустивших эти нарушения к административной ответственности вправе органы государственного пожарного надзора.
Таким образом, в целях ликвидации сооружения, устроенного соседями на лестничной клетке, необходимо обращаться в территориальные отделы надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Костромской области.
Складирование вещей на лестничной площадке также является нарушением санитарных правил и норм. Так запрет на загрязнение жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений установлен пунктом 9.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64. Нарушение указанного запрета является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проверки исполнения указанных требований проводит Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее – Роспотребнадзор).
Таким образом, для того, чтобы установить в действиях соседей захламляющих лестничную площадку нарушение санитарных правил и привлечь их к административной ответственности, следует обратиться в Роспотребнадзор. Вопрос использования лестничной площадки при недостижении согласия с соседями, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно решить только в судебном порядке, обратившись с иском об установлении порядка использования общего имущества.
24. Обязательно или нет уплачивать взносы на капитальный ремонт?
В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения на них права собственности. Взносы на капитальный ремонт должны вносить собственники как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
От обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт освобождены собственники помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (п.2 ст.169 ЖК РФ).
Согласно части 14.1 статьи 155 ЖК РФ (Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги) собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 2.1 статьи 169 ЖК РФ законом Костромской области от 26.04.2016 № 91-6-ЗКО (ред. от 27.03.2018) «О компенсации отдельным категориям граждан расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Костромской области» (принят Костромской областной Думой 21.04.2016) предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением администрации Костромской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
25. Какой порядок проведения капитального ремонта?
Механизм проведения капитального ремонта многоквартирных домов введен Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Цель его введения – создание системы эффективного финансирования капитального ремонта посредством процесса планирования его проведения.
Деятельность, направленную на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляют некоммерческие организации, создаваемые субъектами Российской Федерации – региональные операторы. На территории Костромской области эту деятельность осуществляет некоммерческая организация - «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» (далее – Фонд). Капитальный ремонт проводится в плановом порядке на основании утверждаемых региональных программ, которые формируются на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы (далее – Программа) утверждена постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 года № 100-а. На основании предложений органов местного самоуправления первыми в Программу включены многоквартирные дома, в наибольшей степени нуждающиеся в срочном ремонте. В целях реализации Программы, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области утверждают муниципальные краткосрочные планы ее реализации и направляют их в департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, для утверждения.
Порядок проведения капитального ремонта зависит от способа формирования фонда капитального ремонта, который выбирают собственники помещений в многоквартирном доме. Статьей 180 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено два способа формирования фонда капитального ремонта – на специальном счете или на счете регионального оператора. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, обязанности по организации проведения капитального ремонта в сроки, установленные региональной программой, определению подрядной организации, контролю качества и сроков проведения работ, приемке выполненных работ (с обязательным участием представителя собственников помещений в многоквартирном доме) в полном объеме осуществляет Фонд. В этом случае проведение работ по капитальному ремонту финансируется за счет средств всех собственников помещений многоквартирных домов Костромской области, которые выбрали данный способ его формирования на возвратной основе. Фонд в этом случае также несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств подрядными организациями. В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно обеспечивают проведение капитального ремонта. Решения о порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту, порядке контроля качества проводимого капитального ремонта и лица, уполномоченного от имени собственников на осуществление такого контроля, в данном случае принимаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
26. Как изменить вид и сроки проведения работ по капитальному ремонту?
Органы местного самоуправления имеют возможность вносить в программу, изменения, касающиеся сроков и видов работ на всем протяжении действия программы. В целях изменения вида и сроков проведения работ по капитальному ремонту собственники помещений в многоквартирном доме вправе направить в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Костромской области обращение о проведении обследования многоквартирного дома комиссией, созданной органом местного самоуправления. В случае если по результатам работы комиссии принято решение о необходимости изменения вида работ и сроков их проведения, оно является основанием для внесения изменений в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы и основанием подготовки изменений в региональную программу, которые затем утверждаются постановлением администрации Костромской области.
27. Договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту должен предусматривать в том числе, установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет
Собственникам помещений в многоквартирных домах, в которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и самостоятельно заключающим договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме необходимо учитывать, что в соответствии с изменениями, внесенными в п. 2 ч. 4 ст. 177 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», указанный договор должен предусматривать в том числе, установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет.
28. Порядок направления обращения с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства
29. Каковы особенности установления тождественности и схожести фирменных наименований организаций, владеющих лицензиями на осуществление деятельности по управлению МКД?
Данные особенности разъяснены в письме Минстроя России от 21.06.2018 № 26618-АЧ/04 "Об оценке тождественности и схожести фирменных наименований лицензиатов", в котором, в частности, сообщается, что в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ определение тождественности и схожести наименований юридических лиц может определяться путем установления:
- графического сходства наименований;
- смыслового сходства наименований;
- звукового сходства при различном написании слов.
Указанные признаки рекомендуется учитывать как в отдельности, так и в совокупности. Также необходимо сопоставлять как полное, так и сокращенное наименование юридического лица, которое указывается в его уставных документах и ЕГРЮЛ. При этом наименование следует считать тождественным, если оно совпадает с ним во всех элементах, а сходнымм до степени смешения - если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные различия.
При определении даты возникновения права на фирменное наименование необходимо учитывать дату выдачи лицензии на осуществелние деятельности по управлению МКД, а при совпадении дат - число номера лицензии.
30. Существуют или нет правила установки ограждений на земельном участке, являющемся придомовой территорией многоквартирного жилого дома в г. Костроме?
Порядок установки ограждений на территории города Костромы определен Правилами благоустройства города Костромы, утвержденными решением Думы города Костромы от 25.04.2013 № 60, понятие ограждения и порядок согласования схемы его размещения на земельном участке утвержден решением Думы города Костромы от 04.12.2014 № 233.
Под ограждениями в соответствии с частью 2 статьи 2 указанного порядка понимаются ограды, заборы, шлагбаумы, столбы, цепи, газонные (тротуарные) ограждения, другие сооружения и объекты, препятствующие или ограничивающие проход (и движение) пешеходов и (или) проезд транспортных средств.
В целях установки ограждения необходимо направить в комиссию, создаваемую Администрацией г. Костромы следующие документы:
1) письменное заявление о согласовании схемы ограждения земельного участка (далее – Схема), оформляемое в свободной форме;
2) письменное согласие собственника(ов) земельного участка на установку ограждения на данном земельном участке (в случае если с заявлением обращается лицо, не являющееся собственником данного земельного участка);
3) Схема ограждения земельного участка, включающая в себя план-схему земельного участка, выполненную на топографической съемке в масштабе 1:500 с указанием места размещения, размеров, внешнего вида, материалов изготовления ограждения, в том числе калиток и ворот;.
4) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, которое должно содержать решение об установке ограждения земельного участка и определение лица, уполномоченного обратиться за согласованием Схемы ограждения земельного участка;
5) письменное согласование собственников или иных правообладателей инженерных коммуникаций, расположенных в месте, где планируется установить ограждение.
Комиссия принимает решение о согласовании Схемы либо об отказе в согласовании в течение 30 дней со дня поступления заявления с приложением необходимого пакета документов. Установка собственниками жилых помещений в многоквартирном доме на придомовой территории различных ограждений препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и (или) проезд транспортных средств без согласования является нарушением правил благоустройства г. Костромы, подобные ограждения подлежат сносу. Контроль за содержанием ограждений и порядком их установки осуществляет Управление муниципальных инспекций Администрации города Костромы (156005 г. Кострома, пл. Конституции, д. 2.
 
31. Чье разрешение необходимо оператору связи для размещения своего оборудования в помещениях и на конструкциях многоквартирного дома с целью оказания услуг отдельным жителям этого дома

В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) владеют, пользуются и в установленных этим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в МКД.

В силу части 4 статьи 36 и пункта 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ по решению собственников помещений в МКД, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в МКД могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Заключение договора об оказании услуг связи с отдельным абонентом, являющимся собственником помещения в МКД, не может являться самостоятельным правовым основанием для пользования оператором связи общим имуществом МКД и освобождать его от внесения платы за такое пользование. Такие договоры заключены в интересах конкретного собственника помещения МКД, тогда как при выполнении обязательств по этим договорам и предоставлении соответствующих услуг оператор связи использует общее имущество, принадлежащее всем собственникам помещений в доме. В силу статей 307 и 308 Гражданского кодекса РФ такой договор регулирует отношения исключительно этого абонента и оператора связи, при этом абонент, являющийся собственником помещения, не может единолично в отсутствие решения общего собрания решать вопросы, связанные с предоставлением другим лицам права пользования общим имуществом МКД.

Кроме того, абзацем 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О  связи»  предусмотрено право собственника или иного владельца недвижимого имущества требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом.

Исходя из изложенных выше норм, размещение технического оборудования с использованием общего имущества МКД (то есть использование такого общего имущества) может осуществляться на основании решения общего собрания собственников помещений и, если общим собранием не установлено иное, с предоставлением пользователем соразмерной компенсации за такое использование.

Управляющая организация ограничена в пределах реализации своих прав по пользованию и распоряжению общим имуществом МКД. Она не вправе самостоятельно принимать решение о возможности доступа, в том числе организаций связи, к общему имуществу.

Данная правовая позиция неоднократно высказывалась Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 11.09.2017 № 305-АД17-6347, от 22.11.2016 № 305-КГ16-3100, от 04.07.2016 № 304-КГ16-1613. В целях обеспечения единообразия судебной практики она закреплена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.

32. Как определяется оценочная стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в ходе формирования фондов капитального ремонта в отношении МКД, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах

Минстроем России издан Приказ от 25.09.2018 № 618/пр "Об утверждении методических рекомендаций по определению оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома", рекомендующий органам государственной власти субъектов РФ при расчёте оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (далее – МКД) в ходе формирования фондов капитального ремонта в отношении МКД, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, учитывать:

суммарную стоимость всех работ и (или) услуг по капитальному ремонту соответствующего МКД, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД,

стоимость разработки проектной документации в установленных случаях;

стоимость услуг по строительному контролю;

необходимость выполнения в течение срока действия региональной программы работ и (или) услуг по капитальному ремонту отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем данного типа МКД исходя из нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта.

При этом стоимость каждой услуги и (или) работы рекомендуется определять исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ, утвержденной нормативным правовым актом субъекта РФ. В Костромской области указанные нормативы установлены уполномоченным органом – департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области постановлением от 17.04.2018 № 8-НП «Об установлении нормативов предельных затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов по видам работ на единицу измерений и определении предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах».

33. Мою квартиру затопило. Как заставить управляющую компанию составить акт о залитии  квартиры и кто оплатит мне ущерб?

Согласно п. 152 Правил  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила) в случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен. В соответствии с п. 151 Правил вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг или вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от вины исполнителя. В соответствии с п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В порядке досудебного урегулирования спора Вы можете самостоятельно определить размер причиненного вреда и предложить виновному лицу возместить его добровольно (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Согласие виновного лица на добровольное возмещение вреда фиксируется в письменном соглашении, в котором оговаривается размер, порядок и сроки возмещения, ответственность сторон за нарушения обязательств по соглашению (ст. 421 ГК РФ). В случае не возможности его установления самостоятельно Вы вправе обратиться к независимому оценщику для заключения договора о проведении оценки имущественного вреда. Если виновное лицо отказывается урегулировать спор в досудебном порядке, вопрос подлежит разрешению в судебном порядке.

34. Кто примет меры к нашей управляющей компании? За два года эксплуатации с момента постройки, выявлено множество недостатков и нарушений? Кто и за чей счёт их будет устранять?

Обязанность по устранению выявленных в течение гарантийного срока (5 лет) недостатков, допущенных при строительстве жилого дома, несет лицо, осуществившее строительство данного жилого дома. Претензии, связанные со строительными дефектами, а также проектными решениями, в течение гарантийного срока необходимо адресовать застройщику многоквартирного дома. Течение срока исковой давности для требований участника долевого строительства, предъявляемых к застройщику в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства, выявленным в течение гарантийного срока, начинается со дня заявления о недостатках. В случае не разрешения вопроса в добровольном порядке, собственники вправе обратиться в суд для решения вопроса о понуждении застройщика к выполнению работ по устранению выявленных недостатков, либо о возмещении вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома.

35. Требуется ли разрешение собственников помещений МКД для осуществления работ по приспособлению общего имущества в этом доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в нем

Согласно ч. 4.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

36. Как подать жалобу на управляющую компанию?

Собственники помещений в многоквартирных домах не всегда довольны работой управляющих организаций. Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – ФЗ № 59) предусмотрено право граждан на обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Направить жалобы, предложения, заявления по вопросам работы  управляющих организаций в адрес надзорного органа – государственной жилищной инспекции Костромской области они могут несколькими способами:

  1. Подать письменное заявление. Заявление может быть как индивидуальным, так и коллективным. Это наиболее привычный и чаще всего используемый  в настоящее время способ.
  2. Личный приём. Во время приёма заявитель может получить ответ устно в ходе приёма и поставить в карточку отметку о том, что вопрос решён, либо на полученное в ходе приема обращение заявителю в соответствии со ст.11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ будет направлен письменный ответ.
  3. Оставить обращение на сайте инспекции. Главным недостатком этого способа является то, что в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» данные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц.
  4. Направить обращение посредством Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) (https://dom. gosuslugi.ru). Данный способ подачи обращений все активнее используется костромичами при направлении обращений в различные инстанции, в том числе и в адрес государственной жилищной инспекции Костромской области.

К основным  достоинствам данного способа можно отнести возможность направления  обращений в удобное время с любого гаджета, имеющего выход в сеть Интернет, возможность отслеживания сроков и результатов рассмотрения обращений. Кроме того, процедура подачи обращений через ГИС ЖКХ предусматривает необходимость прохождения идентификации и аутентификации, что придает такому электронном обращению статус официальной информации. И, как и письменное обращение, обращение, поданное через ГИС ЖКХ служит основанием для проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц, по результатам проведения которых, в случае выявления нарушений со стороны управляющей организации, в отношении нее (либо должностного лица организации) могут быть применены меры административного характера.

Пошаговая инструкция регистрации и подачи заявления посредством информационной системы ГИС ЖКХ размещена на официальном сайте государственной жилищной инспекции Костромской области в разделе «Обращения граждан/общая информация/ порядок направления обращения с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства).

37. Кто вправе проводить обследования конструктивных элементов многоквартирного дома и давать заключения об их техническом состоянии

Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства", работы по обследованию состояния строительных конструкций зданий и сооружений являются специальным видом инженерных изысканий.

Частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, в том числе по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий (сокращенное название – СРО).

В силу п. 4.1 Межгосударственного стандарта «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. ГОСТ 31937-2011», введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст, обследование технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Требования к таким организациям определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

Также в этом разделе:

Размещено 13.11.2018, 14:23

banner_240_60 Информационный инструмент ФСТ России
Информационный инструмент, позволяющий гражданам обеспечить онлайн-проверку
соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям
Официальный сайт ГИБДД МВД России  
  Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации