Губернатор Костромской области
   

Вопросы и ответы

Наиболее часто встречающиеся вопросы в обращении граждан
1. Какие органы осуществляют контрольно-надзорные функции в сфере жилищно – коммунального хозяйства и куда можно обратиться за защитой и разъяснением своих жилищных прав?
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (г. Кострома, бульвар Петрковского, д.5, тел.: 42-69-49) является уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль за деятельностью юридических лиц по соблюдению требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также установленных санитарных норм и правил. В данную организацию следует обращаться при нарушении требований санитарных норм и правил, а также в случае непредоставления со стороны управляющих организаций информации обязательной к представлению в соответствии с законодательством и договором управления.
Государственная жилищная инспекция Костромской области (г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37, тел./факс: 45-54-92) осуществляет региональный государственный жилищный надзор в соответствии с полномочиями и функциями, определенными в Положении о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденном постановлением губернатора Костромской области от 31.08.2012 г. № 187 (далее – Положение), а именно: контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению Костромской области жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Костромской области, лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами, контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю, при осуществлении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иные полномочия.
Прокуратура Костромской области (г. Кострома, ул. Ленина, д.2, тел.: 31-22-51) в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Управление муниципальных инспекций администрации г. Костромы (г. Кострома, пл. Конституции, д. 2, тел.: 42-43-48) в соответствии с Положением об управлении муниципальных инспекций администрации города Костромы, утвержденным Решением Думы г.Костромы 05.09.2013 г. № 126 является функциональным органом администрации города Костромы, предметами ведения которого являются муниципальный жилищный контроль, предупреждение бесхозяйственного содержания жилых помещений, обеспечение надлежащего исполнения физическими, юридическими и должностными лицами Правил благоустройства территории города Костромы, выдача, продление, закрытие, аннулирование и переоформление разрешений на производство земляных работ на территории города Костромы и иные.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (г.Кострома, ул.Свердлова, д. 82А, тел.: 31-52-13) в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 31.07.2012 г. № 313-а является исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и осуществляет полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, теплоэнергетике, водоснабжении и водоотведении, газоснабжении, в области государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) на услуги организаций коммунального комплекса.
Дополнительно сообщаем, что за разъяснением можно обратиться в Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Костромской области (г. Кострома, ул. Сенная, д. 17, тел.: 31-17-32). Согласно Положению о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Костромской области, утвержденному постановлением губернатора Костромской области от 31.07.2012 г. № 168, департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса Костромской области и жилищно-коммунального хозяйства и наделен полномочиями, в том числе по координации деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, мониторингу состояния жилищно-коммунального комплекса Костромской области, прогнозированию его развития, анализу рынка жилищно-коммунальных услуг в Костромской области, анализу общей экономической ситуации и результатов работы организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, разработке и осуществлению мер по улучшению их деятельности.
Помимо изложенного выше следует отметить, что, согласно положений ст. 46 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации имеет право защищать свои интересы в судебном порядке.
2. Сроки действия и порядок изменения условий договора управления?
В соответствии с положениями ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, при отсутствии заявлений одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон или по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
3. Чем обязана руководствоваться управляющая компания при осуществлении деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома?
Управляющая организация при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом в обязательном порядке должна руководствоваться как условиями заключенного договора управления, так и требованиями нормативных правовых актов, содержащих правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, приведен в Приложении № 4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила), и включает в себя в том числе проведение работ по устранению незначительных неисправностей в системах водоснабжения и канализации, центрального отопления и электротехнических устройств. В соответствии с п.п. 2.2.3-2.2.6 Правил управляющей компании для управления и контроля за техническим состоянием жилищного фонда надлежит организовать и аварийно - диспетчерское обслуживание жилищного фонда.
Управляющая компания обязана руководствоваться вышеуказанным перечнем и выполнять требования нормативных правовых актов и условия заключенного договора, в обязательном порядке осуществлять регламентированные работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Также управляющим компаниям необходимо руководствоваться Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 и Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290.
4. В каком размере должна устанавливаться плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме?
В соответствии с положениями ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт общего имущества МКД устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. С учетом требований правил и норм по технической эксплуатации жилищного фонда, выполнения технических регламентов в целях обеспечения благоприятные и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения включаются следующие работы и услуги:
  • ремонт конструктивных элементов жилых зданий;
  • ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудований: систем холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения и отопления, вентиляционной системы, внутридомового газового оборудования, внутридомовых электрических сетей;
  • аварийно – диспетчерская служба;
  • расходы на благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий.
Размер платы определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей компании и устанавливается на срок не менее чем один год. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
5. Имеет ли право Государственная жилищная инспекция Костромской области осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности УК, осуществлять контроль за установлением размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД и контроль за расходованием денежных средств с лицевого счета дома?
Государственная жилищная инспекция Костромской области в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 31.08.2012 № 187, не обладает полномочиями по осуществлению контроля за правомерностью установления платы за содержание и ремонт жилого помещения и расходования денежных средств с лицевого счета дома. Финансово – хозяйственная деятельность общества с ограниченной ответственностью согласно положений Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» может быть предметом проверки ревизионной комиссии Общества или независимых аудиторов, привлекаемых на платной основе.
6. Кто может провести проверку протоколов общего собрания собственников в многоквартирном доме?
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы муниципального жилищного контроля, госжилинспекция имеют право, по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров. Проводить проверки правомерности принятия других решений госжилинспекция не правомочна.
Другие решения общего собрания собственников жилых помещений МКД могут быть проверены собственниками помещений, в том числе и не принимавшими участия в голосовании. В силу положений ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома может быть обжаловано в судебном порядке любым из собственников помещений данного многоквартирного дома.
7. Произошла авария на системе отопления в вышерасположенной квартире. Как и кем должен составляться акт о причинении вреда?
Согласно п. 152 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правил) в случае причинения лицом, предоставляющим коммунальную услугу (исполнителем), ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме собственник помещения (потребитель) должен обратиться в аварийно-диспетчерскую службу, после чего исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.
Таким образом, обязательного присутствия собственников вышерасположенной квартиры при осмотре нижерасположенной квартиры не требуется. Перечень лиц, подписывающих акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, установлен Правилами.
В случае уклонения исполнителя от составления и подписания акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, указанный акт потребитель может составить самостоятельно, составив акт произвольной формы в присутствии старшего по дому и 2 понятых (незаинтересованных лиц). Для составления дефектовочного акта и получения на его основании независимого заключения о материальном ущербе, причиненном в результате затопления потребитель вправе обратиться в экспертную организацию.
8. О содержании строительных площадок.
По данному вопросу следует обращаться в Управление муниципальных инспекций Администрации г. Костромы, так как в соответствии с Правилами благоустройства территории г. Костромы, утвержденными решением Думы г. Костромы от 25.04.2013 года № 60, контроль за содержанием строительных площадок, в том числе за надлежащим состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории города Костромы, осуществляет Администрация города Костромы.
По содержанию строительных площадок объектов капитального строительства, подлежащих региональному государственному строительному надзору в соответствии со ст.54 Градостроительного кодекса РФ (жилые дома свыше 3 этажей, административные здания свыше 2 этажей и площадью более 1,5 тыс. кв. метров), также следует обращаться в государственную жилищную инспекцию Костромской области, к полномочиям которой относится осуществление регионального государственного строительного надзора.
9. В какую организацию следует обращаться в случае не исполнения управляющей организацией вступившего в законную силу решения суда?
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, которое производится на основании выданного судом исполнительного листа, возложено на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области расположено по адресу: г. Кострома, ул. Островского, д. 37.
10. Кто уполномочен осуществлять контроль за исполнением управляющими компаниями обязанностей по своевременному вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора?
В соответствии с частью 1 статьи 14, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения, муниципального района, городского округа сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. В городском округе г. Кострома осуществление контроля за исполнением управляющими организациями обязанностей по вывозу ТБО и КГМ возложено на Управление муниципальных инспекций Администрации г. Костромы, расположенное по адресу: г. Кострома, пл. Конституции, д. 2.
11. Что считается перепланировкой, а что – переустройством жилого помещения?
В соответствии с положениями ст.ст. 25-26 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
12. Порядок установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 установлено, что управляющая организация обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (пункт 31(с)).
В целях сокращения расходов на потребляемую домом тепловую энергию собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо на общих собраниях принять решение об установке общедомовых счетчиков тепла, определить источник финансирования работ по его установке. Протокол с принятым решением необходимо направить в управляющую организацию для организации его исполнения.
13. Может ли быть реализован непосредственный способ управления на многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет более чем тридцать?

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Из чего следует, что на таком многоквартирном доме не может быть выбран непосредственный способ управления, т.к. это противоречит указанной выше норме закона.

14. Может ли осуществлять свою деятельность товарищество собственников жилья по оказанию услуг - содержание общего имущества МКД, после принятия собственниками решения о выборе непосредственного способа управления на многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет менее чем тридцать?
Жилищным законодательством не предусмотрена деятельность ТСЖ на многоквартирном доме, где выбран непосредственный способ управления или управление управляющей организацией.
15. Порядок начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (электроэнергия и холодное водоснабжение). Кто и как ведет учет потребляемых ресурсов в местах общего пользования, кто осуществляет контроль?
Порядок начисления платы на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2014 года № 354 (далее – Правила).
В соответствии с п. 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). На территории Костромской области регулирующим органом является департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области. Начисление платы за коммунальные услуги производится по тарифам, утверждённым постановлением Департамента, исходя из фактического потребления, определённого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов.
Согласно п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды).
При оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учёта расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды производится в соответствии с п.44 Правил. Объём коммунального ресурса, потреблённого на общедомовые нужды, рассчитывается как разница объёмов потребления, определённых по показаниям общедомового прибора учёта, и объемов, потреблённых по индивидуальным приборам учёта и нормативам потребления (при их отсутствии). Полученный объём коммунального ресурса распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади, принадлежащей каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Если дом находится в управлении управляющей организации, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Исключением являются случаи, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания) должен оплачивать за счет собственных средств.
Данная норма не распространяется на случаи, при которых, в соответствии с Правилами, исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, т.е. дом находится в непосредственном управлении. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в полном объёме.
Если дом не оборудован общедомовым прибором учёта коммунального ресурса, расчёт платы на общедомовые нужды производится в соответствии с п. 48 Правил, исходя из норматива и тарифа.
Нормативы потребления электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды, установлены постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 16.10.2012 № 2-нп. Нормативы потребления водоснабжения определены постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28.05.2013 № 4-нп.
Размер потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не зависит от количества квартир в доме. На рост платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды могут влиять наличие несанкционированных подключений, передача некорректных сведений с индивидуальных приборов учёта, несоблюдение сроков снятия и передачи показаний индивидуальных приборов учёта (рекомендуемыми датами снятий показаний является период с 23 по 26 число каждого месяца). На объём услуг на общедомовые нужды может оказать влияние проживание незарегистрированных граждан в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учёта. В данном случае объём потребления по таким квартирам больше, чем начисляется плата. Принимать меры по выявлению таких жильцов обязанность управляющей компании. Совет дома вправе инициировать и принимать участие в проведении проверок проживающих, а так же вести активную разъяснительную работу с собственниками о необходимости оснащения всех помещений дома индивидуальными приборами учёта.
16. Почему плата за вывоз мусора взимается с 1 кв.м. общей площади помещения, а не с человека?
По вопросу порядка установления платы за вывоз твёрдых бытовых отходов (далее – ТБО) сообщаем, что предоставление жилищных услуг регулируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания). В соответствии с п. 11 Правил содержания вывоз твёрдых бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Такая деятельность является конкурентной, в соответствии с действующим законодательством стоимость таких услуг не регулируется и является договорной. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме как одна величина. Размер начисленной платы собственникам жилых помещений за содержание и ремонт жилого помещения, в т.ч. за вывоз ТБО находится в зависимости от расходов организации, понесённых при оказании услуг по конкретному адресу и должен быть распределён на собственников помещений пропорционально занимаемой площади.
17. Мы проживаем в г. Костроме. Законно ли изменение платы за содержание и текущий ремонт в сторону увеличения, без предварительного уведомления жильцов и проведения общего собрания?
Анализ обращений по данному вопросу, поступивших в Инспекцию, показал, что, как правило, данные действия проводятся управляющими компаниями в рамках заключенного с собственниками помещений договора управления, в котором предусмотрен раздел о порядке расчётов и пункт, согласно которому при отсутствии решения собственников об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт управляющая компания вправе применять в расчётах размер платы, установленный постановлением администрации города Костромы. Поэтому в 2015 и 2016 году в соответствии с указанным пунктом, управляющими компаниями собственникам помещений в домах, не представившим копии протоколов общего собрания с решением об установлении размера платы за содержание и ремонт, до 30.09.2016 года включительно плата за содержание начислялась в размерах, установленных постановлением администрации города Костромы от 25.06.2015 года № 1500, а с 01.10.2016 года начисление платы за содержание производится по постановлению администрации города Костромы от 28.09.2016 № 2721.
Согласно п. 31, 32 и 37 Правил содержания при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
18. Правомерно ли введение дополнительных типов платежей с сентября 2012 года, т.е. ведения расчётов за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу, состоящему из платы на «подогрев» и «холодное водоснабжение для горячего водоснабжения»?
В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. На территории Костромской области органом власти, уполномоченным на установление тарифов на коммунальные услуги, является департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения департаментом государственного регулирования цен и тарифов для ресурсоснабжающих организаций Костромской области устанавливаются двухкомпонентные тарифы на горячую воду, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги, в том числе за горячее водоснабжение на общедомовые нужды определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила). Согласно п.п. в) п. 69 Правил в платежном документе должны указываться размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах).
На основании вышеизложенного, расчёт платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу, состоящему из платы на «подогрев» и «холодное водоснабжение для горячего водоснабжения» производится правомерно.
19. Порядок оплаты отопления для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, оборудованных коллективными приборами учета тепловой энергии.
С 1 января 2015 года в полном объеме вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. При этом расчет платы за отопление жителям многоквартирных домов, оборудованных приборами учета тепловой энергии осуществляется исходя из ежемесячного расхода тепловой энергии, путем распределения ее стоимости пропорционально общей площади жилых и нежилых помещений МКД.
Таким образом, жители оплачивают фактически потребленный объем тепловой энергии и имеют возможность контролировать правильность начисленной платы.
Если, проверив расчет в квитанции, Вы не нашли ошибки, но полагаете, что расход тепловой энергии неадекватно высокий, то необходимо реализовать свои полномочия (права и обязанности) собственника. Так, в соответствии с разделом IV Правил № 354 исполнитель (которым, как правило, является управляющая организация или ТСЖ) обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, исполнитель обязан предоставить потребителю указанный журнал. Таким образом, Вы сможете проверить правильность приведенных в квитанции данных расхода тепловой энергии по общедомовому прибору учета.
Кроме того, исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов, в том числе о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (пп. «р» пункт 31 Правил № 354).
20. Какой порядок начисления платы за отопление в случае, если собственник помещения МКД перешел на автономное отопление, при этом МКД подключен к центральному отоплению?
Действующее законодательство РФ не содержит конкретной нормы, регулирующей начисление платы за отопление собственникам помещений, отключившимся от системы центрального отопления и перешедшим на иной альтернативный источник отопления (электрическое, газовое, печное). Отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования, говорит о том, что применительно к данным правоотношениям имеется пробел в праве. В связи с имеющимися нормотворческими дефектами, такими как неопределенность регулирования, несогласованность регулирования, размытость терминологии и неопределенность содержания правовой нормы, несогласованность норм, принадлежащих к разным отраслям (в данном случае жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей) вопрос законности начисления, а соответственно и оплаты за отопление в данных случаях подлежит разрешению в судебном порядке. При этом необходимо отметить, что в настоящее время имеются вступившие в законную силу решения Верховного суда РФ от 14 января 2014 г. № АКПИ13-1157 и от 07 мая 2015 г. № АКПИ15-198, которые указывают на то, что плата за отопление вносится всеми собственниками помещений (в том числе перешедшими на автономное индивидуальное отопление), пропорционально площади помещения исходя из норматива на отопление. Как указал ВС РФ предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
21. Законно ли взимание сумм взносов на капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома с жителей достигших 70-летнего возраста?
Согласно статье 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Оплата расходов на капитальный ремонт дома является обязанностью всех собственников помещений в доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Федеральным законом от 29.12.2015 №399-ФЗ предусмотрено право субъекта Российской Федерации своим законом предоставить компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50%, 80 лет - в размере 100%, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50%, 80 лет - в размере 100%.
Кроме того, инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Костромской областной Думой принят Закон Костромской области от 26.04.2016 №91-6-ЗКО «О компенсации отдельным категориям граждан расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Костромской области». Порядок назначения и выплаты данной компенсации в 2016 году утвержден Постановлением администрации Костромской области от 09.06.2016 № 206-а.
Данный порядок предусматривает заявительный характер назначения компенсации, а так же устанавливает, что граждане сначала оплачивают взнос на капитальный ремонт, а потом получают компенсацию.
Расчёт и выплату компенсаций осуществляет ОГКУ «Центр социальных выплат». Компенсация выплачивается за период с 1 января 2016 года исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, то есть 6,71 рублей за 1 кв. м., и из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения: 33 кв.м. для одиноко проживающего, 21 кв.м. на одного человека в семье из двух человек, и 18 кв.м. – на одного человека в семье из трех и более человек.
Для получателей компенсации установлены следующие условия:
  • возраст 70 лет и старше;
  • быть собственником жилого помещения;
  • проживать одному либо в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста;
  • проживать в многоквартирном доме;
  • отсутствие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (в том числе по уплате взносов на капитальный ремонт);
  • являться неработающим пенсионером.
Для предоставления компенсации необходимы следующие документы:
  • заявление о назначении компенсации по установленной форме;
  • документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи совместно проживающих;
  • трудовая книжка гражданина и членов семьи совместно проживающих (при наличии);
  • документы, подтверждающие состав семьи (по желанию);
  • документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  • платежные документы, содержащие сведения о размере начисленного взноса на капитальный ремонт за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления;
  • реквизиты лицевого счета, открытого в кредитной организации (в случае выбора гражданином соответствующего способа получения компенсации);
  • страховые свидетельства государственного пенсионного страхования (СНИЛС) гражданина и членов его семьи.
Дополнительно:
  • в случае наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг - соглашение о погашении задолженности;
  • в случае подачи заявления представителем - документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени гражданина (доверенность в произвольной форме с реквизитами паспортов доверителя и представителя доверителя).
Указанные документы представляются гражданами в «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» (г. Кострома ул. Калиновская, д.38) по месту жительства или по месту пребывания лично, либо представителем по доверенности, или направляются почтовым отправлением с описью вложения. Документы принимаются до 31.12.2016 года.

Также в этом разделе:

Размещено 26.12.2016, 17:43

banner_240_60 Информационный инструмент ФСТ России
Информационный инструмент, позволяющий гражданам обеспечить онлайн-проверку
соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям
Официальный сайт ГИБДД МВД России